Саморегулирование?
Проект Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года доработан с учетом замечаний профессионального сообщества. В нашем распоряжении оказалась версия документа от 20 сентября 2019 года.
Существенные изменения претерпел раздел 3.9.3. Система допуска на рынок строительства, непосредственно касающийся саморегулируемого сообщества. Вместо сомнительного с правовой точки зрения «института признания СРО», новая редакция Стратегии предлагает законодательное введение целого ряда процедур оценки и признания эффективности СРО, включая процедуру оценки регулирующего развития внутренних документов саморегулируемых организаций уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Авторы документа предлагают законодательно закрепить:
- процедуру оценки эффективности деятельности СРО в целях принятия решений о передаче саморегулируемой организации государственных функций;
- распределение полномочий между регулирующим органом и саморегулируемой организацией, закрепляющее признание результатов деятельности СРО в отношении своих членов;
- порядок заключения соглашений между СРО и отраслевым регулятором о признании результатов деятельности саморегулируемой организации и исполнение ею отдельных функций государства в отношении своих членов.
При этом конечной целью развития системы саморегулирования в указанном русле разработчики Стратегии 2030 видят усиление влияния профессионального сообщества на формирование механизмов регулирования рынка строительной деятельности с ответственностью за результаты такой деятельности, влияние на формирование государственной политики в строительной отрасли, обеспечение необходимого уровня профессионального представительства в диалоге с властью в вопросах защиты своих интересов и прав, а также с потребителями – в вопросах защиты их прав.
Следовательно, к 2024 году должна быть обеспечена глубокая интеграция СРО с системой государственной исполнительной власти.
Нельзя не отметить амбициозные планы разработчиков Стратегии 2030 в отношении прорывного развития строительной отрасли в целевом периоде.
Кроме этого, ожидается, что к 2030 году совокупный объем работ по виду деятельности «Строительство» увеличится по сравнению с сегодняшним днем в 2,5 раза и составит 19 656 млрд. рублей. В свою очередь, планируемый объем инвестиций в здания и сооружения увеличится почти в полтора раза и составит 14,2 трлн рублей.
В 10 раз увеличатся целевые показатели по расселению аварийного жилищного года: к 2025 году будет расселено 11,98 млн кв. метров аварийного жилья, к 2030 году не расселенного аварийного жилищного фонда не останется вовсе.
Прорыв ожидает и институт строительной экспертизы. Доля проектов, по которым будет осуществляться комплексное экспертное сопровождение к отчетному периоду составит 70%, а документация, разработанная с применением технологий информационного моделирования, составит 50% от общего объема документации, представленной на экспертизу.
Здесь же отметим, что в перспективе проектировщиков ждет существенное сокращение рынка, поскольку запланировано увеличение до 75% доли построенных объектов капитального строительства, с применением типовых проектов, разработанных на основе информационных моделей многократного использования. Эта мера также повлечет значительное сокращение (с 10 до 2 тысяч) числа обязательных требований при проектировании и строительстве.
Не обойдется без позитивных изменений и в системе государственных закупок. Здесь ожидается смещение баланса при выборе подрядчика от критерия «цена» к большему учету критерия «качество, квалификация, компетенции», в том числе с учетом следующих данных:
- оснащенность организации, вложения в НИОКР, разработки, ноу-хау, регистрации патентов;
- объемы уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов во внебюджетные фонды (в отношении к объемам исполненных заказов);
- опыт исполнения аналогичного заказа у специалистов, обеспечивающих строительство (проектирование);
- количество сотрудников, имеющих необходимую квалификацию по видам объектов и разделам работ, подтвержденную наличием свидетельства о квалификации;
- наличие технологий, включая технологическую оснастку, машин и оборудования по профилю заказа;
- срок осуществления деятельности организацией;
- предыдущие выплаты из компенсационных фондов саморегулируемых организаций (раздельно по компенсационным фондам возмещения вреда и фондам обеспечения договорных обязательств) по вине участника закупок;
- соотношение рабочего персонала к инженерному.
В 2030 году закупки, осуществляемые с применением новых подходов к оценке участников закупок, составят 90%.
В завершение отметим, что текст Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года скорректирован не только по сути, но и по форме: приведена в порядок нумерация и логика разделов, выверена терминология. Очевидно, текущая редакция документа станет финальной и именно в таком виде будет представлена на рассмотрение правительства.
Напомним, что одним из авторов стратегического документа выступило Национальное объединение строителей. Совет НОСТРОЙ выделил на разработку Стратегии 2030 порядка 16 млн рублей.